Открытый вариант КИМ ЕГЭ по литературе

ФИПИ каждый год публикует открытые варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена досрочного периода по литературе.

Открытые варианты КИМ ЕГЭ по литературе

→ открытый вариант КИМ ЕГЭ 2023 года

→ открытый вариант КИМ ЕГЭ 2022 года

→ открытый вариант КИМ ЕГЭ 2021 года

Назначение открытого варианта по литературе заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре реальных вариантов КИМ, количестве заданий, об их форме, уровне сложности.

Открытые варианты совместно с демонстрационным вариантом, где приведённые критерии оценки выполнения задания с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к экзамену по литературе  в 11 классе.

Структура варианта КИМ ЕГЭ Каждый вариант КИМ состоит из двух частей и включает в себя 11 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. В части 1 предлагается выполнение заданий, содержащих вопросы к анализу литературных произведений.

Проверяется умение участника экзамена определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов и т.п.), а также умение рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий (1–10). Первый комплекс заданий (1–5) относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения.

Задания 1–3 требуют краткого ответа (одного или двух слов или последовательности цифр).

Задания 4.1/4.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и 5 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.

Второй комплекс заданий (6–10) относится к анализу стихотворения, басни, баллады.

Задания 6–8 требуют краткого ответа (одного или двух слов или последовательности цифр).

Задания 9.1/9.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и 10 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.

Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предложенные для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности; два задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другим произведением по указанным в заданиях аспектам сопоставления).

Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала. Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания развёрнутого сочинения на литературную тему объемом не менее 200 слов (если объём сочинения менее 200 слов, то оно оценивается 0 баллов по всем критериям). Таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса. Участнику экзамена предлагается на выбор пять тем для сочинения (11.1–11.5).

Внутренняя логика компоновки набора из пяти тем определяется несколькими подходами. Темы сочинений сформулированы преимущественно по произведениям второй половины ХIХ – XXI в. Произведения других литературных эпох (древнерусская литература, классика XVIII в., литература первой половины ХIХ в.) участник экзамена может привлечь по своему желанию с учётом формулировки конкретной темы.

В ряде случаев участнику ЕГЭ может быть предложен выбор: раскрывать тему сочинения на материале отечественной или зарубежной литературы.