Несколько текстов из реальных вариантов устного собеседования по русскому языку в 9 классе.Текст итогового собеседования о Макаренко А.С.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст о талантливом советском педагоге и писателе Антоне Семёновиче Макаренко (1888-1939).
Антон Семёнович Макаренко — талантливый педагог-новатор. В 1920-1930 годах Макаренко получил бесценный педагогический опыт, руководя трудовой колонией. где содержались несовершеннолетние заключённые н беспризорники.
Макаренко относился к беспризорникам как к детям, попавшим в трудное положение. Не вспоминать прошлое, доверять человеку — так он строил свои отношения с ребятами. Главным принципом своей работы Макаренко считал воспитание в коллективе. Антон Семёнович утверждал, что человек должен найти своё место в обществе, приносить пользу людям. Залог успешного воспитания великий педагог видел в побуждении ученика проявлять свои лучшие качества. Главным методом всей педагогической системы Макаренко было высокое требование педагога к себе. Родители, воспитатели, учителя должны быть примером безукоризненного поведения для своих воспитанников.
Макаренко добился феноменальных результатов. Непременным условием гармоничного роста и развития личности Антон Семёнович считал трудовую деятельность. Все воспитанники талантливого педагога сами зарабатывали себе на жизнь. Трудовое воспитание и самоуправление делали чудеса. В колонии воспитывались дети трудолюбивые, стремящиеся к знаниям и культуре. Они стали хорошими специалистами в разных профессиях. Макаренко дал путёвку в жизнь более чем трём тысячам подростков.
О своей работе Макаренко написал книгу «Педагогическая поэма». Антона Семёновича по праву считают одним из самых великих педагогов, называют «отцом мировой педагогики».
Задание 2. Пересказ текста.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст об Антоне Семёновиче Макаренко, включив в пересказ слова Максима Горького:
«Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно талантливый педагог».
Подумайте, где лучше использовать слова М. Горького в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
***
Текст итогового собеседования про Цоя В.Р.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст о рок-певце Викторе Робертовиче Цое (1962–1990).
В середине 70-х годов XX века музыкальная молодёжная культура в Советском Союзе находилась в кризисе. Официально разрешённые коллективы и исполнители не передавали настроения и надежды молодёжи. По всей стране стали появляться самодеятельные рок-группы. Они играли на самодельных музыкальных инструментах, записи песен были очень плохого качества, им не разрешали выступать, но в музыке и текстах их песен было столько нового, что они быстро стали кумирами молодёжи. Это уникальное явление музыкального андеграунда назвали «советский рок». Его самым ярким представителем был Виктор Цой.
Ещё в школе Виктор увлёкся музыкой, он даже создал свою музыкальную группу. После школы юноша стал учиться на художника- оформителя, но любовь к музыке победила. Виктор Цой оставил учёбу и полностью посвятил себя написанию и исполнению песен. Так появилась рок-группа «Кино».
Группа и её лидер стали кумирами молодёжи. В песнях Виктора говорилось о понятных ей проблемах: об одиночестве, о преодолеваемых трудностях, о желании перемен. Концерты группы собирали стадионы, песни Цоя подростки пели под гитару на улицах.
Виктор Цой погиб в автомобильной аварии в возрасте 28 лет. И почти 30 лет его песни продолжают волновать юные умы, о Цое снимают фильмы, композиции группы «Кино» исполняют современные рок-группы.
Задание 2. Пересказ текста.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Викторе Робертовиче Цое, включив в пересказ строки из его песни:
«Перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза».
Подумайте, где лучше использовать слова В.Р. Цоя в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
***
Текст устного собеседования о Билибине И.Я.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст о художнике, книжном иллюстраторе Иване Яковлевиче Билибине (1876–1942).
Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно посещал занятия на юридическом факультете. Но параллельно с этим он учился живописи, был учеником художника Ильи Репина. В итоге любовь к искусству победила. Билибин уезжает в деревню, изучает русскую старину и находит свой неповторимый стиль, в котором будет работать до конца жизни.
Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам. Возник так называемый билибинский стиль. Именно этот художник впервые увидел детскую книгу как целостный, художественно оформленный мир. Его книги похожи на старинные рукописи. Художник продумывал не только рисунки, обложку, но и декоративные элементы: шрифты и орнаменты.
Своим искусством Иван Яковлевич создавал полуреальный — полуфантастический мир. Практически каждый человек в нашей стране знает иллюстрации Билибина к книгам сказок, прочитанных в детстве. Ежедневно мы смотрим на одну из работ художника: двуглавый орёл на современных российских монетах и купюрах принадлежит кисти Билибина. Иван Яковлевич не принял Октябрьскую революцию 1917 года и уехал из России, однако через несколько лет вернулся, стал преподавать в Академии художеств. Переиздавались книги с его иллюстрациями.
Билибин погиб от голода в блокадном Ленинграде. Он отказался от предложения эвакуироваться из осаждённого города. «Из осаждённой крепости не бегут, её защищают», – сказал художник.
(190 слов)
Задание 2. Пересказ текста.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова искусствоведа Татьяны Бражниковой:
«Билибин – великий мастер искусства книги. Он блистательно перерабатывает литературный материал и создаёт завораживающий, фантасмагорический, сказочный мир».
Подумайте, где лучше использовать слова Т. Бражниковой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
***
Текст итогового собеседовани про Айвазовского И.К.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст об известном русском художнике Иване Константиновиче Айвазовском (1817–1900).
Русский художник XIX века Иван Константинович Айвазовский известен благодаря морским пейзажам, которые составляют больше половины его работ.
Рисовал Айвазовский с детства, учился в гимназии Симферополя, а затем в Академии художеств в Санкт-Петербурге, где занимался в классах пейзажной и батальной живописи. Во время учёбы в 1835 году Серебряной медалью была отмечена работа Ивана Константиновича «Этюд воздуха над морем», в 1837 году Золотой медалью первой степени – картина «Штиль». Благодаря успехам Айвазовского совет Академии принял необычное решение – завершить его обучение в Академии на два года раньше положенного срока и послать в Крым для самостоятельных работ, а потом – в командировку за границу.
В начале 1873 года во Флоренции состоялась выставка картин Айвазовского, получившая много положительных отзывов. Он стал одним из наиболее признанных во всём мире представителей русской школы живописи. Для горожан Феодосии, где жил художник, по его настоянию были построены гимназия и библиотека, археологический музей и картинная галерея, проведены водопровод и железная дорога, сооружён торговый порт. В 1881 году Айвазовский избран первым почётным гражданином города Феодосии.
Картины Ивана Константиновича хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Крупнейшей является коллекция Феодосийской картинной галереи имени Айвазовского, которая включает в себя более 400 живописных и графических работ.
(192 слова)